Маргарита Костриц «Зеркальные рефлексии» - 2011 г. - инсталляция Татьяны Парфёновой

Лицо звезды – «медузы Горгоны» как символ недостижимого, устрашающе смотрит на нас с глянцевых экранов медийных изображений, словно задавая вопрос – как это случилось с нами? Когда желание быть каждым, кого мы видим в виртуальной реальности, стало реальностью мифа сегодняшнего?

Татьяна Парфёнова почти всегда работает с новой мифологией. Её объекты – это территория взаимодействия самых различных творческих практик. Занимаясь пространством реальности как дизайнер, создавая свои персонажи как модельер, и работая с плоским холстом как живописец – она не умозрительно приходит к своей теме.

В основе «Рефлексий» - своеобразные зеркальные картины, где воспроизводится опыт узнавания себя и других в меняющимся мире. Мир – здесь, прежде всего, собственное изображение, предлагаемое зрителю в виде звезды мира грёз – красавицы «Царевны - лебедя», сказочной Волховы, наконец, оперной врубелевской Забеллы, или может быть статусной балетной «Спящей красавицы», и даже дивы классического варьете, адаптированного к западу и востоку, а ещё ближе «Леды и лебедя» Александра Маккуина.

Все это вместе - «Свет мой зеркальце скажи» - не зазеркалье европейского видения, где есть другая подлинная реальность, а скорее присутствие на грани исчезновения и возникновения.

Три зеркала, установленные в виде некой ширмы, покрыты живописными изображениями – своеобразными картинами, куда мы можем «войти», играя с предложенной реальностью. Становясь частью этих картин, мы в свою очередь дополняем их фрагментами реального пространства. Впечатления, получаемые зрителем, зависят от него самого и выбранного им расстояния. Так возникает сложная игра, не только делающая восприятие зрителя одновременно живописным и реальным, но и включающая его как персонаж, конструирующий построение картины.

Наше общение с зеркальными картинами предваряет личный опыт художника, показанный на видео. Здесь общение с сакральным – зеркалом, где фиксируется процесс своего отражения и постепенного включения в изменяющуюся под воздействием живописных мазков картину пространства. Три зеркала – своеобразный поиск граней реальности, которую мы можем создавать сами.

Пространство жизни как пространство искусства, наверное, главная доминанта поисков Парфёновой. Её инсталляция, и арт-объект, и одновременно своеобразный предмет дизайна. В европейском понимании – это «символический» предмет, который отвлекает наши мысли от непосредственной функции. Известный американский исследователь Майкл Коллинз дает точную характеристику таким нефункциональным объектам, обосновав обязательность их существования как произведений искусства. Такой объект планируется семантическим центром пространства, и его роль состоит в том, чтобы вытеснить обыденное значение и заменить новой исключительностью содержания. Его отсутствие в отечественной традиции, как правило, ограниченной рамками «прикладного» и зависимого, сегодня восполняется произведениями, подобными инсталляции Татьяны Парфёновой.

Маргарита Костриц

ст. науч. сотр. Отдела новейших течений Русского музея

Поплавать с дельфинами в спб: презент питер сертификат плавание с дельфинами в спб.