Мария Шейнина «Я люблю этот город…»

Человек в городе живёт, работает, гуляет, преодолевает и обустраивает своё пространство, свою среду обитания. Каждый город похож на город, соседний, далёкий, любимый, ненавистный. Улицы, дома, площади, больницы, школы, банки, заводы – архитектурные сооружения. Каждый город индивидуален и не похож ни на какой другой в мире – архитектурные, стилистические, ландшафтные детали разняться, но более всего – дух города. Неуловимый и притягательно-желанно-узнаваемый – дух города всегда ни с чем не сравнимый, он един, единственен, индивидуален.

Отношения человека и города не раз описаны, запечатлены, философски осмысленны, но всё равно остаются важны для писателей, художников, фотографов, кинематографистов, поэтов, композиторов, исследователей.

Города Андрея Чежина уникальны и узнаваемы. В его фотографиях дух города, сливаясь с физиогномией города, приобретает характер, ярко выраженный. Предписание, установление, почти выверенное правило фиксации городского пространства читается зрителем в построениях фотографа.

Фотографии А.Чежина всегда монохромны. Тем интереснее опыт внесения цвета в фотографическое пространство. Да и фотография остаётся лишь отголоском – формой, которая оказывается лишь знаком, так как используется художником лишь как сетка в шелкографии. Именно цвет и возможности гравюрного вмешательства в плоскость, в том числе добавление цветовых масс, дают важные для художника текстуры, вносят в его работы фактурность, осязательность, тактильность не изображения, но поверхности произведения, смещая прежние акценты. Рождение новой техники рождает новые возможности. Новые возможности рождают новые реальности. Новые реальности – новые художественные миры. На наших глазах реальный мир в фиксации фотографа переживает собственную трансформацию, становится артефактом, но эхо этой трансформации почти затихает в шелкографиях художника – происходит наполнение новыми смыслами, реальность выстраивается другая.

Многоголосье смыслов музыкально, монохромность фотографии перебивается полифонией, произведение визуального искусства становится музыкальным. Мы почти можем слышать мажорность симфоний Эшерова пространства, важную органность Соборов, «Арки» (двери), фортепианную этюдность «Прозрачных снов». В этих произведениях город теряет свою семантическую нагруженность, лабиринты и пространственные сломы, заломы, изломы теряют фатальность. Форма и масса, ритм и подвижность, общее движение, временность восприятия, конечность исполнения – качества присущие этим работам художника Андрея Чежина – качества присущие музыкальному произведению. Парадоксы завоевания цветом территории черно-белого фотографического пространства.

Мария Шейнина

член Международной Ассоциации искусствоведов