24 сентября - 24 декабря 2015, выставка Гели Писаревой «Под открытым небом»

Под открытым небом

«Иногда художнику удается привстать на цыпочки и на секунду увидеть, что там, за стеной из видимой реальности».
Татьяна Толстая

Галина Демьяновна Писарева родилась в 1933 году в Ленинграде, окончила Таврическое училище и Академию художеств, долгие годы занималась только монументальной скульптурой, уступив живописное творчество своему супругу Владимиру Шагину. Современница и близкая свидетельница лучшего периода знаменитого «Арефьевского круга», она старалась держаться в стороне, занимаясь собственными исследованиями в области народной деревянной скульптуры, соотношениями плоскостности и объема, формальными вопросами техники.

Однако подлинной любовью Писаревой оказалась живопись – под ее руками расцветали красками деревянные объемные «идолы», а эскизы и подготовительные зарисовки стремились к жизни самостоятельных картин. Профессиональная специализация в области скульптуры уберегла художницу от строгости традиционной академической манеры письма, ее живопись навсегда осталась вольной, независимой от требований школы. Ее всегда больше привлекала эстетика народного искусства и иконы, чем реалистическая живопись. Как и в древнерусской иконе, которая есть, по словам Павла Флоренского «напоминание о горнем первообразе», в основе живописи Гели лежит символ.

Сейчас на ее бесчисленных холстах, словно не написанных, а спетых или сотканных из живого дыхания – так непринужденны мазки, так естественны краски – существуют пейзажи, исполненные совершенства бытия, безупречной красоты жизни, гармонии и покоя.

Владимир Соловьев уподоблял пейзажную живопись лирической поэзии – потому что эти виды искусства «воспроизводят в сосредоточенном виде идеальную сторону сложных явлений внешней природы, очищая их от всех материальных случайностей». Такими же «очищенными» от всего случайного и наносного предстают явления видимого мира в работах Писаревой.